Фрагмент для ознакомления
2
Аспекты изменения территорий государств всегда были предметом изучения правоведов, в том числе и российских. Присоединение новых территорий является не только предметом регулирования национально-го законодательства, но и международного. Развитые страны стремятся учитывать международные принципы и нормы права при формулиро-вании положений национального законодательства. Однако государство также учитывает интересы своего населения для определения процедуры принятия новых территорий, и Россия является ярким примером такого государства.
В Российской Федерации данную процедуру регулирует Феде-ральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6- ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» . Этот правовой акт достаточно четко регулирует процедуру принятия и образования в составе России новых субъектов, однако существуют определенные спорные моменты в ряде положений.
Объект исследования - нормативно-правовые отношения измене-ния субъектного состава Российской Федерации при принятии в Россий-скую Федерацию нового субъекта.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирую-щие реформирование нормативно-правовых отношений при создании или принятии новых субъектов Российской Федерации.
Цель работы - изучение законодательного регулирования порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.
Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы изменения субъектного состава Федерации;
- изучить проблемы нормативно-правового регулирования изменения субъектного состава Российской Федерации;
- определить практику применения действующего законода-тельства об изменении субъектного состава Российской Федерации и вы-явить проблемы и пробелы законодательства в этом вопросе.
Методы исследования. Проведенное изучение базируется на диа-лектическом методе научного познания явлений окружающей реально-сти. Он отображает согласованность теории и практики. Обоснование тезисов, выводов и советов, включённых в работу, выполнено методом суммарного использования следующих способов социально-правового изучения: формально-юридического, логико-юридического.
Глава 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СО-СТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА ФЕ-ДЕРАЦИИ
1.1. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Фе-дерации
Согласно действующей Конституции Российской Федерации наше государство на конституционном уровне признано Федеративным госу-дарством, в состав которого входит 89 субъектов, 4 из которых (Донец-кая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорож-ская и Херсонская области) вошли в состав нашего государства совсем недавно. Законодательная основа структурного изменения субъектного состава Российской государственности определяет процедуру структур-ного изменения, однако вопросы интеграции новых субъектов, входя-щих в состав нашего многонационального государства остаются. В свя-зи с этим рассмотрение правовых особенностей образования в составе России новых субъектов весьма актуальные и значимы для современно-го государства и общества.
Одним из основополагающих законов, устанавливающих струк-турные изменения внутри государства, является Федеральный конститу-ционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Россий-скую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» определяющий основные положения о процедуре «вхожде-ния новых субъектов в состав Российской Федерации, а также образова-ние новых субъектов».
П.1 ст. 1 указанного закона содержится точное определение про-цесса присоединения субъекта, а именно «принятие в Российскую Феде-рацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение со-става субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части». Об-ращаем внимание, что процесс присоединения, по своей сути (сущно-сти), предполагает процедуру включения, т.е. вхождения в состав це-лостной единицы в качестве структурного элемента (субъекта).
В п.2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6- ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образова-ния в ее составе нового субъекта Российской Федерации» содержится определение процесса образования нового субъекта, в частности, «обра-зование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федера-ции <.. .> и не связанная с принятием в Российскую Федерацию ино-странного государства или его части». Из приведенных определений можем сделать вывод: присоединение и образование нового субъекта процедуры различные, а значит, и предполагают, как различие самого процесса, так и различие последствий таких действий .
Рассмотрим различия (законодательно установленные), а именно:
1. При образовании нового субъекта происходит изменение гра-ниц внутри Российской Федерации, принятие сопровождается изменени-ем внешних границ.
2. Принятие нового субъекта можно отнести так же к международ-ным отношениям, поскольку создаётся союзный договор. В случае с об-разованием нового субъекта идёт договорённость внутри страны.
3. Принятие нового субъекта наиболее вероятно приводит к реак-ции со стороны других стран. Образование нового субъекта чаще всего вызывает реакцию только внутри страны.
Являясь Федеративным государством, Россия имеет ряд требова-ний к субъектам, которые изъявили желание к ней присоединиться. В первую очередь принятие нового субъекта осуществляется на основании его добровольного волеизъявления. Самому субъекту необходимо при-нять ряд требований, среди которых, как указано в Федеральном законе от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»: соблюдение принципа тер-риториального устройства, соблюдения принципа защиты прав и свобод человека и гражданина, счёт сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Российской Федерации, их социально- экономические возможности .
Обозначенные основополагающие принципы направлены на под-держание правового статуса государства, основанного на демократиче-ских началах.
В ст.4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6- ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» четко определен ис-черпывающий перечень требований для принятия в состав нового субъ-екта, а именно:
1) субъектом Федерации может стать как само иностранное госу-дарство, так и его часть;
2) факт принятия в состав Федерации нового субъекта должен подтверждаться соглашением о принятии и подкрепляться особым дого-вором;
3) иностранному государству, присоединённому к Российской Фе-дерации, присваивается статус республики, если иное не предусмотрено международным договором о присоединении;
4) субъекту иностранного государства, присоединившемуся к Рос-сийской Федерации, так же присваивается статус республики, если иное не предусмотрено международным договором.
Например, Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики». На основе ст. 1 - 4 выше-указанного закона можно сделать выводы о требованиях при вхождении нового субъекта: «установление сроков вхождение в состав Российской Федерации; установление ясных оснований и подкрепление их ссылками на нормативные акты; заключение международного договора; утвер-ждение наименования, статуса, государственного языка республики; утверждение положения нормативных актов субъектов (их статус, статус документов, принятых до вхождения в состав Российской Федерации), определение территорий».
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе обще-российского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2 Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001 г. № 52. Ст. 4916.
3 Федеральный конституционный закон КЗ от 21.05.2014 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // РГ. 2014. 24 марта. № 6338.
4 Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Рес-публики и образовании в составе Российской Федерации нового субъек-та - Донецкой Народной Республики». Ст. 2 // СЗ РФ. 2022. № 41. Ст. 6930.
5 Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Рес-публики и образовании в составе Российской Федерации нового субъек-та - Луганской Народной Республики». Ст. 2 // СЗ РФ. 2022. № 41. Ст. 6931.
Судебная практика
6 По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республи-кой Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъ-ектов: Постановление КС РФ от 19 марта 2014 г. № 6-П // Собрание за-конодательства РФ. 2014. № 13. Ст. 1527.
Научная литература
7 Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Феде-рации: проблемы и пути их решения // Вестник Московского универси-тета. Сер. 11. Право. 2003. № 2. С. 18-37.
8 Бурцев И.М. Образование в составе России нового субъекта федерации: современное состояние и перспективы государственного устройства // В сборнике: Школа молодых учёных по проблемам гума-нитарных наук. Сборник материалов областного профильного семина-ра. Елец, 2023. С. 113-117.
9 В ДНР вступил в силу кодекс с положениями о смертной каз-ни // iz.ru. URL: https://iz.ru/1357986/2022-07-01/v-dnr- vstupil-v-silu-kodeks-s-polozheniiami-o-smertnoi-kazni (дата обращения: 26.11.2023).
10 В России высказались за два официальных языка в Запоро-жье и Херсоне // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/ news/2022/10/03/yazik/ (дата обращения: 26.11.2023).
11 Верховный суд ДНР приговорил иностранных наемников к смертной казни // iz.ru. URL: https://iz.ru/1347461/2022-06-09/ verkhovnyi-sud-dnr-prigovoril-inostrannykh-naemnikov-k-smertnoi-kazni (дата обращения: 26.11.2023).
12 Голубева Л.А. Порядок изменения конституционных поло-жений: технические тонкости // Вестник Санкт-Петербургской Юридиче-ской Академии. 2015. № 1 (26). С. 19-26.
13 Зорькин В.Д. Право - и только право // Российская газета. 23.03.2015
14 Иностранное конституционное право / под ред. В.В. Макла-кова. М., 1996. 545 с.
15 История России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгие-ва, Т. А. Сивохина. 2-е изд., переработ. и доп. М. : Проспект, 2018. 537 с.
16 Котовой А.С. Проблемные аспекты принятия и образования новых субъектов в Российской Федерации // В сборнике: Традиции и но-вации в системе современного российского права. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых. В 3-х томах. Москва, 2023. С. 136-138.
17 Кулагин А. А Роль Конституционного суда РФ в принятии в состав российского государства новых субъектов (на примере Крыма и Севастополя) // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2015. № 2.
18 Куликова Ю.А. Особенности изменения субъектного состава российской федерации в соответствии с конституцией и федеральным за-конодательством // Наука. Образование. Современность. 2023. № 1. С. 75-77.
19 Саликов М.С. Международные договоры РФ как объекты конституционного судебного контроля // Российский юридический жур-нал. 2014. № 6.
20 Смертную казнь в ДНР заменят на пожизненный срок после присоединения к России // Ведомости. URL: https://www. vedomos-ti.ru/politics/news/2022/09/29/943109-smertnuyu-kazn-v-dnr-zamenyat-na-pozhiznennii-srok-posle-prisoedineniya-k- Rossii (дата обращения: 26.11.2023).
21 Уголовный кодекс Донецкой Народной Республики от 19.08.2014, действующая редакция по состоянию на 20.09.2022 // URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/dokumenty-verhovnogo-soveta-dnr/ugolovnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj- respubliki/.
22 Чертков А.Н. Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 18-26.
23 Шадже А. М., Маргиев А. В. О праве республик в составе Российской Федерации устанавливать свои государственные языки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политоло-гия, культурология. 2011. № 2. С. 3.
24 Шушканов П. А. О некоторых проблемах принятия в состав Российской Федерации иностранного государства или его части // Право и политика. 2007. № 8. С. 35.